Перейти к основному содержанию
Методический день 21.01
Присоединяйтесь онлайн!
Основные направления и принципы работы специалиста.

Кабинет школьного психолога можно представить в виде точки, в которой пересекаются три дороги – ученика, педагогов и родителей. Чтобы специалист мог корректировать работу сложного механизма под названием «Школа», он должен понимать, в каком состоянии находится каждая его деталь. Но так, увы, бывает не всегда. Некоторые учителя не до конца представляют себе, чем занимается их коллега-психолог, а отдельные родители и вовсе относятся к этому специалисту настороженно. Рассказываем о роли школьного психолога и случаях, когда с обращением за квалифицированной помощью лучше не тянуть.

 

 

Направления работы

 

Школьный психолог следит за взаимоотношениями в группе и регулирует психологический климат во всей школе, еще он занимается с отдельными школьниками. К слову, индивидуальную работу с детьми можно проводить строго с согласия родителей. На первый взгляд может показаться, что профессиональная деятельность специалиста представляет собой ответ на внешние обстоятельства — конфликты, обращения учителей и родителей. Но нет: работа школьного психолога имеет четкую структуру и строится системно. Она включает в себя диагностику и консультирование, профилактику и просветительскую деятельность.

 

Психолог может проводить развивающие и коррекционные тренинги, чтобы сплотить одноклассников или помочь им преодолеть кризис во взаимоотношениях с учителем. К специалисту можно прийти на консультацию: такую работу он проводит с детьми, учителями, представителями администрации школы, родителями школьников. Как правило, на индивидуальные встречи со специалистом надо записываться заранее, если только речь идет не об экстренном случае.

 

Психолог работает не только в своем кабинете или классах: наблюдая на переменах за детьми, он может разрешить конфликт. Поведение отдельных школьников может показаться ему нетипичным – в этом случае он обратит на них особое внимание уже во время занятий или пригласит их на личную встречу. Все это относится к профилактической работе.  

 

 

Этика и профессионализм


 

Безопасность и конфиденциальность — на этих принципах строится работа каждого профессионального психолога, в том числе школьного. Именно поэтому сведения о детях, учителях и родителях, полученные в процессе работы, должны храниться в специальном сейфе. Доступ к нему имеет только сам психолог — таково правило профессионального Этического кодекса. И, конечно, эти сведения специалист может использовать только для своей работы: разглашать их третьим лицам запрещено. Но есть исключение. Если психолог узнал о чем-то, что может навредить другим людям, — например, о подготовке преступления — он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

 

Психолог — фигура беспристрастная. Это значит, что специалист должен рассматривать ситуацию с разных сторон, изначально не занимая какую-то из них. Непредвзятость исключает желание — иногда неосознанное — разрешить конфликт в чью-то пользу.

 

Чтобы начать работу с ребенком, нужно уметь создавать доверительную атмосферу. Это один из базовых профессиональных навыков школьного психолога: даже с самым сложным клиентов (в нашем случае — школьником) необходимо наладить контакт. Результаты любых исследований, которые проходят в процессе работы, психолог обязан сообщать ребенку. Это могут быть выявленные способности, которые имеет смысл развивать, или моменты, над которыми стоит поработать, чтобы они не переросли в проблему. К последним относится тренировка памяти и коммуникативных навыков, обучение правильно выражать негативные эмоции.

 

 

Диагностика

 

Работать с детьми психолог начинает еще до того, как они стали учащимися школы. Он может проводить собеседование с будущими первоклассниками — выявлять, насколько они готовы к следующей ступени образования и консультировать родителей по его итогам.


 

Разного рода диагностика составляет основную часть работы школьного психолога. Он выясняет, насколько успешно вчерашние дошкольники адаптируются к учебе, исследует отношения внутри класса у учеников постарше, выявляет особенности личности детей и подростков, особенности их внимания и мышления. Результаты тестирования, которые специалист проводит во время диагностики, родителям и администрации школы он передает в обобщенном виде. Если психолог выявил особенность или проблему у конкретного ребенка, специалист работает с ним индивидуально — в соответствии с принципом конфиденциальности.

 

При помощи грамотно составленных тестов психолог может поймать проблему в зачаточном состоянии, которая позже при бездействии со стороны взрослых могла бы перерасти в настоящую катастрофу. Пример такого процесса — травля. Если разобраться в причинах нездоровых взаимоотношений между детьми, выявить зачинщика, подстрекателей и жертву, можно уберечь последнюю от серьезной психологической травмы. Для этого потребуется провести серию тематических занятий — групповых и индивидуальных.

 

 

Когда обращаться за помощью?

 

Школьный психолог может инициировать разговор с родителями учеников, но и родители при необходимости могут обратиться к специалисту. Ребенок не хочет ходить в школу, он стал агрессивным или замкнутым, его успеваемость резко ухудшилась, он потерял интерес к любимым занятиям — все это повод обратиться за помощью. Изменения в поведении и реакциях у ребенка могут быть маркером возрастного кризиса, а могут говорить о проблемах. И чем раньше их выявить, тем быстрее и менее болезненно их можно решить. Возможно, что специалист не обнаружит серьезных сложностей в поведении о состоянии ребенка и сосредоточится на том, чтобы помочь ему и родителям наладить их взаимоотношения.

 

Родителям не нужно дожидаться изменений в поведении ребенка, чтобы пообщаться со школьным психологом. Утрата близкого человека, внезапные материальные трудности в семье или развод родителей могут стать причиной ухудшения психологического состояния ребенка. Специалист сможет предотвратить это, если будет в курсе положения дел: он сможет более внимательно наблюдать за школьником, чтобы при необходимости сразу поддержать и помочь ему

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор "ПсихПед"