Перейти к основному содержанию
Методический день 21.01
Присоединяйтесь онлайн!
Игры и упражнения для детей трех-шести лет, направленные на развитие памяти.

Память и внимание – навыки, которые делают обучение более простым и результативным. Рассказываем, как в увлекательной форме помочь ребенку развить память до того, как он пойдет в школу.

 

 

1. Игра с парами слов

 

 

Запишите десять пар слов, объединенных между собой одной темой. Например: чашка — блюдце; снег — мороз; улыбка — радость; собака — кошка. Затем трижды прочитайте их ребенку: выделяйте их интонационно, разделяйте пары слов паузами. Это первая часть упражнения, после которой нужно сделать перерыв пять-десять минут. Затем вместе с малышом вспоминайте слова: вы называете первое слово из пары, он — второе. Упражнение полезно повторить через полчаса. Можно меняться ролями: ребенок называет первое слово, а взрослый второе. Игра хорошо развивает слуховую память.

 

 

2. Игра с закрытыми глазами

 

Завяжите лентой ребенку глаза. Затем давайте ему подержать разные предметы: игрушки, что-то из посуды или одежды, конфеты. После этого попросите малыша назвать предметы в том порядке, в каком они были у него в руках. Во время этой игры задействованы функции узнавания и запоминания, развивается тактильная память.

 

 

3. Рисунки и стихи

 

 

 

Прочтите ребенку стихотворение и попросите его нарисовать все предметы, которые упоминались в нем. Желательно читать сочинения детских поэтов. Можно начать с одного четверостишия, затем прибавлять по одному. Если ребенок попросит, можно прочитать стихотворение еще раз. Эта игра развивает слуховую память и внимание ребенка. Второй вариант этого упражнения — читать малышу не стишок, а небольшой рассказ, в котором не более десяти предложений. Это может быть описание природы или небольшая история.

 

 

4. Прогулки и внимание

 

Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на растения, витрины магазинов, ширину дорожек и тропинок, дорожные знаки и рекламные щиты. Поговорите с малышом о том, что нас окружает во время прогулки: зачем установлен светофор; что можно купить в пекарне; как добраться до скамейки, на которой можно отдохнуть. Дома попросите ребенка нарисовать, что он запомнил во время прогулки. Играя в эту игру, ребенок будет познавать окружающий мир и тренировать память.

 

 

5. Вместо пазла

 

Возьмите две одинаковые картинки — календари, открытки, иллюстрации к известным сказкам, кадры из любимых мультиков. Одну картинку разрежьте на части, а другую оставьте целой. Используя вторую как образец, предложите малышу собрать разрезанную иллюстрацию. Потом попросите ребенка собрать картинку по памяти, уже без образца. Если собирать пазл — еще слишком сложная задача для ребенка, эта игра станет хорошей альтернативой.

 

 

6. Игрушки и цифры

 

 

 

Положите перед ребенком пять игрушек. Через 15-20 секунд попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Когда малыш повернется, спросите его, какой игрушки недостает. Игру можно разнообразить, добавляя большее количество предметов и убирая по две-три штуки, или не прятать их, а менять местами. В таком случае ребенку нужно будет расставить игрушки в первоначальном порядке.

Для детей старшего дошкольного возраста для игры можно использовать ряд чисел. Запишите на доске или листе бумаги несколько цифр. Например, 9 5 3 7 4. Предложите ребенку запомнить их за 30 секунд. Затем скройте ряд и попросите малыша ответить на несколько вопросов. Какая цифра находится справа от тройки? Между какими цифрами расположена пятерка? Какое число получится, если сложить две последние цифры?

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»