Перейти к основному содержанию
Методический день 21.01
Присоединяйтесь онлайн!
Пять игр и упражнений для развития зрительной и слуховой памяти у детей от семи до десяти лет.

Ранее мы рассказывали, как в процессе игры можно развивать память и внимание у дошкольников. Сегодня мы подготовили аналогичную подборку для учащихся начальной школы.

 

 

1. Опиши предмет

 

 

Напишите в столбик несколько существительных (от трех до десяти) и предложите ребенку подобрать к каждому из них по три определения. Старайтесь, чтобы они максимально точно описывали конкретное слово и не повторялись. Например: вечер — поздний, теплый, летний; дерево — высокое, хвойное, тонкое; кукла — пластиковая, нарядная, любимая. Определения запишите в строчку после существительного. Затем закройте список предложенных слов и предложите ребенку назвать их, глядя на подобранные им прилагательные.

 

 

2. Внимание на слух

 

Придумайте ряды из трех слов, первые буквы которых тоже образуют слово. Например: миска, ирис, ракета; кактус, радуга, ель, молоток; гном, озеро, роза, ананас; север, ветер, еда, туман. Читайте слова медленно и делайте отчетливые паузы между рядами. Затем попросите ребенка назвать слова, которые образуют первые буквы слов одного ряда.

 

 

3. Цифры и буквы – тренажеры для памяти

 

 

Запишите на листе бумаги или доске ряды цифр: сначала две цифры, затем увеличивайте ряд на одну цифру.

Пример:

7 2

7 2 1

7 2 1 4

7 2 1 4 8

Попросите ребенка повторить ряды цифр. Фиксируйте «рекорд» — максимальное количество знаков, которое сможет запомнить ребенок. Затем предложите школьнику запоминать цифры на слух и повторять устно. В первом варианте упражнения развивается зрительная память, во втором — слуховая.

Учите ребенка находить закономерности, которые облегчат запоминание. Например, 7 — возраст ребенка, 2 — этаж, на котором он живет, 21 — номер квартиры его бабушки и так далее. Предложите школьнику самому найти аналогии для запоминания цифр.

В упражнении вместо цифр можно использовать буквы. В этом случае тоже учите ребенка искать закономерности и ассоциации: обнаружив логику в последовательности букв, он сможет запомнить ее быстрее и без зубрежки. Этот прием помогает закрепить информацию в долгосрочной памяти.

 

 

4. Тематическая игра 

 

 

Определитесь с темой игры. Это может быть цветы, фрукты, сладости, животные. Игра начинается со слов «Я положил в мешочек». Затем каждый по очереди прибавляет слово, объединенное одной темой. Например, «Я положил в мешочек яблоко/апельсин/манго/банан/грушу». Когда наберется десять слов, предложите ребенку повторить их в названном порядке. Начальные слова можно заменить на «В огороде растут» или «В шкафу стоят». Важно, чтобы ребенок сам придумал интересную ему тему и начальные слова: так упражнение станет более увлекательным и полезным.

 

 

5. Фотоаппарат

 

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, способным запечатлеть любые предметы, ситуации и обстоятельства. Заранее подготовьте несколько предметов на письменном столе: школьнику нужно запомнить их за 30 секунд. Затем попросите ребенка отвернуться от стола и назвать все увиденные предметы. Потом можно спросить ребенка, для какого занятия могут понадобиться эти вещи.

Спустя два часа после совместного просмотра мультфильма попросите ребенка вспомнить детали определенной сцены. Спросите его, кто был ее участником; о чем общались герои и о чем договорились; во что были одеты персонажи; что их окружало. Затем вместе пересмотрите фрагмент: пусть ребенок сам проверит себя и назовет неточности, которые он допустил при описании.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»