Перейти к основному содержанию
Принципы воспитания, которые пойдут на пользу в обучении ребенка.

Обучение – процесс комплексный и непрерывный: он не заканчивается, когда ребенок выходит из школы после занятий. И зачастую отношения с родителями могут сильно повлиять на способность ребенка учиться и на его успехи в этой области. Рассказываем, как детские психологи рекомендуют взаимодействовать с ребенком, чтобы образование не превратилось для него в мучение и скуку.

 

 

Меньше контролировать и подстраховывать

 

Когда двухлетний малыш карабкается на стульчик и мама подсаживает его, это нормально. Но когда она продолжает придерживаться той же тактики с ребенком школьного возраста, это с большой вероятностью не пойдет ему на пользу. Сначала такая мама стремится контролировать весь учебный процесс — выполнение заданий, посещение уроков, оценки за контрольные. Если ребенок не соответствует ее ожиданиям (читай: получил за «домашку» четверку вместо высшего балла), критикует его. Потом мама подробно инструктирует ребенка: что тот должен сделать, чтобы дотянуть-таки до ее ожиданий. Если ребенок отказывается выполнять ее инструкции, наказывает его. Алгоритм «контроль-критика-ожидания-наказания» запускает программу безынициативного ребенка. Да, он удобен. Но, как правило, именно такие дети не знают, что им нравится: им сложно распознать собственный интерес к какому-то предмету или занятию.

 

Детский психолог Юлия Гиппенрейтер:

Послушный человек может окончить школу с золотой медалью, но ему будет неинтересно жить.

 

 

Учиться на понятных примерах


 

Во время обучения — особенно это касается точных наук — наступает момент, когда ребенку нужно самому понять тему. Не выучить формулу, не вызубрить правило, а понять. Например, что умножение можно заменить сложением. Вместо того, чтобы добиваться от ребенка точного воспроизведения правила, достаньте плитку шоколада. И составьте из ее кусочков примеры: 2*3+6 и 2+2+2=6. Если задали задачу на разные скорости, это повод поиграть а машинки, которые движутся навстречу друг другу. Поняв суть, школьник сможет решить задачу и правильно оформить ее в тетради.

 

Юлия Гиппенрейтер:

Нужно быть союзником ребенка, а не метода образования, потому что методы образования часто механические.

 

 

Правильно реагировать на ошибки

 

И родителю, и ребенку нужно уяснить, что ошибки — естественная часть образовательного процесса. Следовательно, за них нельзя ругать и, тем более, наказывать. Если ребенок выполнил задание неправильно, можно обратить его внимание на конкретное место и попросить перепроверить. Главное, чтобы в интонации не было ноток осуждения или напряжения. Можно даже сказать: «Как хорошо, что ты здесь ошибся: теперь ты точно знаешь, как делать правильно».

 

Детский психолог Людмила Петрановская:

Если у ребенка в процессе учебы все получается, это признак того, что он делает то, что и так умел.

 

 

Распознавать и фиксировать достижения

 


 

Часто родители обесценивают достижения своих детей. По их мнению, все успехи, которые не дотягивают до красного аттестата, – не в счет. Но для таких родителей, и золотой медали будет мало – почему не Нобелевская премия? Замечайте достижения ребенка и учите этому его самого. К тройке за экзамен можно отнестись по-разному, и вовсе необязательно как к провалу. Тройка – это показатель того, что ребенок освоил основы курса. Возможно, самого сложного курса за всю школьную программу.

 

Людмила Петрановская:

Когда ребенок чуть-чуть не дотянул до четверки – это результат, которым можно гордиться.

 

 

Обучать компетенциям

 

В школе детям необходимо сосредоточиться на обучении четырем «К»: коммуникации, кооперации, креативу и критическому мышлению. Чтобы пользоваться знаниями, нужно обладать определенными компетенциями. Ребенок должен уметь объединяться с другими для совместного дела, уметь критически оценивать информацию, а затем творчески переработать.

 

Людмила Петрановская:

Мало обладать суммой знаний – надо уметь пользоваться своим разумом, уметь общаться с другими людьми. Это делает его эффективным в достижении каких-то целей.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор "ПсихПед"