Перейти к основному содержанию
Подборка пособий для обучения детей чтению. Пригодится родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

«30 уроков чтения» И.А. Андреева

 

Пособие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. Как правило, к пяти годам у ребенка уже хорошо развита речь, он знает много слов и легко запоминает новые. 

 

В первых упражнениях ребенок тренируется различать буквы и звуки, выделять их в знакомых словах. Например, малыша просят подчеркнуть букву О в словах «дом», «кот», «ворон», «окно», «колобок». Каждое из них снабжено соответствующей иллюстрацией: даже если ребенок еще не может прочитать слово, он поймет что написано. 

 

Следующий блок упражнений посвящен слогам. В этом разделе малыш запоминает, как выглядят и читаются слога, учится находить их в словах. С каждым уроком задания становятся более сложными и интересными: ребенка просят дописать пропущенные слоги; соединить слова, которые оканчиваются на один слог.

 

Книга сочетает в себе элементы обучения и игры. Перед знакомством с ней будет не лишним держать наготове цветные карандаши, чтобы раскрашивать иллюстрации.

 

 

«77 упражнений для увеличения скорости чтения» О.И. Крупенчук

 

 

Методика, которую предлагает автор пособия, основана на словах, не связанных с определенной темой. К этой категории относятся предлоги, наречия, существительные, прилагательные, местоимения. «Поэтому», «впереди», «когда», «зачем», «многие» — эту лексику можно встретить в текстах разного уровня сложности. Выучив написание и произношение этих слов, ребенок сможет прочитать простые и сложные тексты.

 

Автор предлагает определенный порядок занятий: взрослый называет слово, а малыш старается как можно быстрее найти его в таблице и прочитать. Затем малыша просят прочитать все слова в таблице, не соблюдая определенный порядок. 

 

На следующем этапе ребенок ищет знакомое слово в предложении и читает его вслух. Затем предлагается вставить в предложения подходящие по смыслу слова из таблицы. Постепенно малыш узнает все больше новых сложных слов. 

 

Достигнутые результаты он закрепляет, читая тексты после упражнений. Задания книги сопровождаются занимательными головоломками, играми и кроссвордами — заскучать не получится. 

 

 

«Здравствуйте, буквы!» Г.Г. Мисаренко, Н.Г. Войченко

 

Пособие предназначено, чтобы подготовить ребенка к чтению. Во время изучения книги малыш знакомится с алфавитом, учится узнавать и называть буквы, а позже находить их в словах. Затем ребенок пробует составлять из букв слоги, из слогов — слова. Авторы придерживаются принципа постепенного усложнения структуры слов для чтения.

 

Отдельные упражнения развивают зрительное восприятие и внимание, умение изучать визуальные объекты и сравнивать их. Другие задания формируют четкость и ясность произношения: ребенок учится интонировать слова и предложения, благодаря чему в устной речи появляются смысловые акценты. 

 

Во время занятий задания и вопросы читает взрослый. А большие тексты под картинками играют роль тренажера: занимаясь на нем, дети учатся вести глаза по строке слева направо и узнавать знакомые буквы. 

 

В некоторых заданиях авторы используют фрагменты литературных сочинений и народного творчества. Таким образом, ребенок знакомится с русскими народными и авторскими сказками, фольклором.

 

 

«Складарь. Тетрадь для обучения чтению детей 3-7 лет» Н. Бураков

 

 

Автор называет свою книгу «интересосберегающим пособием» и предлагает четкий план занятий. Согласно нему, нужно распечатать страницы с заданиями и вооружиться карандашом и ластиком. Затем предоставьте ребенку самому выбрать страницу, с которой он хочет играть. Задания доступны каждому малышу: найти или выбрать букву, обвести слог, соединить части слова. 

 

Часть упражнения рекомендуется выполнять вместе с ребенком: задавать наводящие вопросы, обращать его внимание на моменты, которые он упускает из виду. Важно направлять ребенка, а не выполнять задания за него. Как только малыш почувствует себя увереннее, взрослый сможет занять позицию наблюдателя: помогать дошкольнику только тогда, когда он того просит. 

 

В основе методики, предложенной автором, лежит система чтения по складам (слогам). Отсюда и название книги — складарь. Таким образом, ребенок сразу учится объединять знакомые буквы в склада, а затем — в слова. 

 

 

«Читаем с мамой почти сами» 

 

Пособие представляет собой сборник сказок. Часть слов в них заменена картинками: ребенок имеет дело с облегченным вариантом текста. Отсутствие чрезмерных трудностей, по задумке составителей, должно повысить детский интерес к занятиям. К слову, им автор пособия предлагает уделять не больше 15-20 минут в день. 

 

Если сказка оказалась слишком длинной для малыша, взрослым рекомендуется самим дочитать ее вслух. Возвращаться к книге лучше тогда, когда этого захочет сам ребенок: не нужно навязывать чтение. В середине книжки дошкольника ждет награда за труды — игра-ходилка по мотивам прочитанных сказок. 

 

Авторы убеждены, что обучение чтению — не единственная задача пособия. С ребенком можно обсудить содержание текста: вспомнить события, которые происходили с героями, и концовку. Можно пересказать сказку или разыграть ее по ролям. Так малыш научится осмыслять прочитанное.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор "ПсихПед"