Перейти к основному содержанию
Методический день 07.06
Присоединяйтесь онлайн!
Что нужно знать об организационной стороне вопроса.

Повышение квалификации — это дальнейшее обучение педагога своей профессии после получения диплома о высшем или среднем специальном образовании. Оно происходит в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО). После повышения квалификации педагог получает соответствующее удостоверение или диплом.

Обучение педагогов — в интересах образовательной организации, где они работают. В учреждении ведут график, в котором прописываются сроки и виды обучения для каждого сотрудника.

 

 

Зачем педагогам повышать квалификацию?

 

Есть несколько основных целей дополнительного образования педработников:

 

1. Развивать профессиональные компетенции педагогов.

2. Научить педагогов применять инновационные средства во время работы.

3. Обновлять и расширять теоретические знания своего предмета у педагогов.

4. Обеспечить структуру педагогической работы, педагогического состава и всей образовательной системы.

5. Знакомить педагогов с новыми методиками и формами обучения.

6. Развивать навыки моделирования у педагогов.

Каждый из этих пунктов служит общей цели — повысить качество обучения и совершенствовать образовательную систему.

 

Повышение квалификации имеет две основные формы:

 

1. Форма самообразования: сотрудник берет на себя ответственность за изучение теоретического и практического материала, улучшение своих профессиональных навыков, внедрение новых способов в учебно-воспитательный процесс.

 

2. Форма организованного стороннего профессионального обучения. Есть несколько способов повысить квалификацию таким образом:

- пройти стажировку;

- пройти краткосрочные (до 72 часов, но не менее 16) или долгосрочные (более 72 часов) курсы;

- пройти дистанционные курсы;

- пользоваться накопительной системой повышения уровня квалификации: участвовать в конкурсах профмастерства, мастер-классах, научных конференциях, семинарах.

 

 

Стажировка нацелена на получение практических навыков, необходимых на занимаемой должности. образовательная организация определяет продолжительность стажировки: она зависит от цели обучения и должности. Еще стажировку выбирают как способ профессиональной переподготовки — если сотруднику нужно получать знания в другой области или получить новую квалификацию.

 

Продолжительность обучающих курсов зависит от объема материала, тематики, предметной области и целей обучения.

 

Если нет возможности направить сотрудника на очное обучение, он может пройти дистанционные курсы. Этот формат часто применяют для обучения инновационным методикам преподавания или организации урока.

 

 

Повышение квалификации учителей школ

 

1. Раз в три года педагог обязан проходить курсы повышения квалификации: средства на это отведены в подушевых нормативах. В рамках этого периода работодатель устанавливает периодичность повышения квалификации каждого сотрудника.

 

2. Направить педагога на курсы и оплатить их должен работодатель. Договор об оказании образовательных услуг заключается между школой и организацией, оплата производится по безналичному расчету. Если директор хочет направить педагога еще на какие-то курсы, он сам должен их оплатить. 

 

Педагог проходит обучение за свой счет только по собственной инициативе. 

 

 

3. Педагог не обязан проходить обучение во время своего отпуска. В Трудовом кодексе ясно сказано, что этот период человек имеет право использовать по своему усмотрению — отдыхать и заниматься вопросами здоровья. Получается, педагога нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности, если он откажется проходить курсы во время отпуска. 

 

4. Если педагог согласен пройти курсы повышения квалификации в календарные дни отпуска, работодатель может отозвать его из отпуска или перенести его.

 

5. При направлении педагога на курсы повышения квалификации с отрывом от работы работодатель обязан сохранить для сотрудника его должность и среднюю заработную плату по основному месту работы. Если педагог отправляется повышать квалификацию в другой населенный пункт, работодатель должен оплатить ему командировочные расходы.

 

Если работодатель не предоставляет работнику гарантий и компенсаций, предусмотренных законом и договором, педагог имеет право отказаться получать ДПО. В остальных случаях без уважительных причин педагог не вправе отказаться повышать квалификацию, иначе это будет считаться дисциплинарным проступком. За его совершение работодатель может сделать работнику замечание, выговор или уволить его.

 

Работодатель не выполняет обязательства по допобразованию сотрудников. Что делать?

 

Если педагог не может получить дополнительное образование из-за отказа работодателя выполнить соответствующие обязательства, закрепленные в договоре, педработник может обратиться за восстановлением нарушенного права в комиссию по трудовым спорам, суд или государственную инспекцию труда.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»