Перейти к основному содержанию
Основные принципы и особенности методики раннего развития Марии Монтессори.

Методика раннего развития Монтессори была основана на трудах врачей-психиатров и предназначена для малышей с особенностями в развитии. И только потом метод, показавший свою эффективность в работе с особыми детьми, адаптировали для детей «обычных». Рассказываем, в чем суть программы развития и как она возникла.

 

 

Первая женщина-врач

 

Мария Монтессори родилась в 1870 году в Италии в семье высокопоставленного государственного чиновника. Девочка была единственным ребенком в семье. Ее родители (мать Марии происходила из старейшего итальянского рода Стопани) делали все, чтобы создать благоприятные условия для личностного развития дочери.

 

В 13 лет Мария поступила в техническую школу, куда до того момента принимали только юношей. Больше всего ей нравилось естествознание, и это, по-видимому, определило выбор профессии: Монтессори стала первой женщиной-врачом в Италии. Еще будучи студенткой и работая в университетской клинике, она наблюдала за детьми, у которых были проблемы с умственным развитием. Эти малыши были лишены не только книг и игрушек, но, что гораздо хуже, — человеческого тепла и участия. Как бы развивались эти дети, если бы оказались в иных условиях, если бы их не отвергло общество? Смогли бы они догнать в развитии своих здоровых сверстников, если бы взрослые уделяли им достаточно внимания, в котором они так нуждаются? Этими вопросами задавалась Мария Монтессори, работая с детьми с особенностями в развитии.

 

Монтессори считала, что слабоумие — проблема педагогическая, а не медицинская. Следовательно, и заниматься ей нужно в учебных учреждениях. В 1900 году Мария стала во главе первого в Европе учебного заведения для детей с отклонениями в развитии — Ортофреническую школу.

 

 

Развитие через самостоятельность

 

Задержка в развитии речи была свойственна почти для всех детей в учреждении. Монтессори разработала комплекс упражнений, направленный на развитие речи через мелкую моторику. Играя в специальные игры, ученики знакомились с окружающим миром через свои сенсорные ощущения, а не через объяснение учителей. Спустя некоторое время благодаря такому методу дети обучились чтению, счету и письму раньше своих ровесников из обычных школ. Это подвигло автора методики изучить педагогику развития здорового ребенка.

 

В 1907 году Мария Монтессори открыла и возглавила первый Дом ребенка в Риме. Подопечные учреждения находились в нем с 9 до 16 часов. В это время они играли, пели и молились. Свою главную задачу педагоги видели в том, чтобы помочь детям всесторонне развиваться и приучить их к самостоятельности.

 

Дидактические материалы для занятий были составлены так, чтобы ребенок мог сам найти и исправить свои ошибки, тренировал волю и терпение, учился быть наблюдательным и активным.

 

Педагоги Дома ребенка не указывали на промахи воспитанников и тем самым не ущемляли их самоуважение. Как оказалось, дружелюбная атмосфера — важнейший фактор для успешного развития детей. Малыши, которых не критикуют, проявляют активный интерес к новому, с удовольствием посещают занятия. Как следствие — у детей формируется положительное социальное поведение.

 

 

Распространение в мире

 

В скором времени Мария Монтессори начинает делиться своей методикой с коллегами. К ней приезжают педагоги из разных стран. Наша соотечественница Юлия Фаусек открыла первый в России детский сад, в котором проводили занятия по методике Монтессори.

 

Самая многочисленная Монтессори-школа находится в Индии. В ней учатся 22 тысячи детей и она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Дело в том, что с началом Второй мировой войны Мария с сыном оказались в этой стране. И дот конца войны они, как граждане страны с фашистским режимом, не могли уехать. Так она прожила в Индии семь лет: внедрила свой метод работы с детьми со слабоумием и обучила ему более тысячи педагогов.

 

Сегодня в Монтессори-группах занимаются дети разных возрастов: с двух до 16 месяцев, с 16 месяцев од трех лет, с трех до шести лет.

 

 

В чем суть метода?

 

Метод Монтессори заключается в том, чтобы создать для ребенка условия для развития, наблюдать за ним и принимать его таким, какой он есть. Девиз метода («Помоги мне сделать это самому») отражает его суть — подвигнуть малыша к саморазвитию и самообучению.

 

В основе методики лежит развитие сенсорных ощущений у ребенка. Малышей учат прислушиваться к своим чувствам и различать их нюансы – вплоть до тончайших оттенков вкуса, цвета и запаха.

 

Знакомство с математическими понятиями в монтессори-группе происходит во время игр с геометрическими фигурами и цифрами. К обучению чтению и письму детей готовят при помощи специальной «зарядки» для губ и языка, на занятиях лепкой и штриховкой. При выполнении упражнений основной упор делается на развитие внимания.

 

 

Сама Мария Монтессори считала, что познавать мир — внутренняя потребность каждого ребенка. Все, что требуется от взрослых — создать условия для познания и, что важно, не поощрять и не наказывать ребенка. Таким образом, взрослые устанавливают порядок, а дети развиваются в этих рамках в своем темпе и исходя из своих потребностей.

 

 

Интерес и свобода

 

Ребенок в игровой комнате Монтессори-группы может изучить любые пособия и посмотреть игрушки. Он сам решает, чем он будет заниматься — взрослый не докучает ему своими непрошеными советами. Только если малыш сам попросит, педагог может объяснить, как приспособить методический материал для игры. Взрослый не действует за ребенка, а лишь показывает и объясняет. Так у детей формируется интерес к обучению в том объеме, в котором он сейчас в состоянии воспринять. Малыш не делает то, к чему он еще не готов.

 

Монтессори отмечала, что взрослые не учат детей, а только ругают их: некоторым родителям проще отчитать ребенка за разбитую чашку, чем проконтролировать, чтобы хрупкая посуда не стояла у края стола.

 

Во время занятий, которые, как правило, длятся три часа, малыши могут свободно передвигаться по игровой комнате. Дети, которые занимаются по системе Монтессори, обучаются новым навыкам и постепенно приобретают ощущение уверенности и независимости.

 

 

Среда обучения

 

Монтессори-группы оборудованы легкими столами, стульчиками и ковриками: дети могут их поднять и переставить, куда они хотят.

 

«Довольно часто дома, если дети пробуют заняться окружающими их предметами, не игрушками, – их тотчас же останавливают: «Не шали, не трогай!» – и этот припев повторяется постоянно, когда детские ручки приближаются к предметам домашнего обихода», – писала Мария Монтессори.

 

 

Принципы и цели методики

 

Основные принципы системы раннего развития Монтессори – самостоятельность, свобода в очерченных рамках, естественное физическое, психологическое и социальное развитие ребенка. До 90% времени занятий по методу Монтессори составляет самостоятельная работа детей с материалами. Это кубики, дощечки, рамки, таблички, предметы с застежками и шнуровками, игрушки и предметы быта – все это дети могут посмотреть, изучить и приспособить для игры.

 

 

Все «монтессори-материалы» распределены по тематическим зонам:

 

- в зоне сенсорного обучения развиваются тактильные ощущения, слух, зрение и обоняние. Здесь малыш учится сравнивать предметы по определенным признакам;

- в математической зоне ребенок знакомится с понятием количества и его связью с символом;

- навыкам письма и чтения малыш обучается в языковой зоне;

- в «космической» зоне ребенок получает знание об окружающем мире: природных явлениях, культуре и истории;

- ухаживать за собой, обслуживать себя дети учатся в «практической» зоне.

 

Ребенок сам решает, сколько времени он проведен в той или иной зоне и какой материал он будет использовать.

 

 

Философию методики можно выразить в трех постулатах:

 

- каждый ребенок уникален;

- трудолюбие и стремление к самосовершенствованию свойственны для всех детей;

- роль взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть его потенциал. Для этого нужно направлять детей в их самостоятельной деятельности, а не обучать и воспитывать.

 

Большую роль в развитии ребенка играет домашняя обстановка и отношения с близкими. Согласно методике Монтессори, дома тоже следует создать такую обстановку, в которой ребенок мог бы самостоятельно организовать свой досуг, поддерживать порядок в своих вещах.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор "ПсихПед"