Перейти к основному содержанию
Особенности и характерные черты каждого из них.

Один и тот же предмет разные педагоги преподают совершенно по-разному: один быстро переключается между многочисленными видами работы, другой предпочитает пару проверенных способов взаимодействия с учениками; один при опросе ориентируется на сильных школьников, другой — на отстающих; один больше внимание уделяет процессу, другой при этом не забывает про результат. Рассказываем, какие есть основные стили деятельности педагога, в чем сильные и слабые стороны каждого.


 

Что влияет на стиль деятельности педагога?


 

То, как учитель выстраивает свою работу, зависит от его темперамента и особенностей нервной системы. Так, педагоги с инертной нервной системой тратят минимум времени на организацию класса в начале урока. В то же время их коллеги с подвижной нервной системой неэкономно расходуют время в начале занятия, зато легко ускоряют темп в конце урока.

 

Занятия педагогов с инертной нервной системой отличаются обстоятельностью, структурностью, но в них не хватает разнообразия форм и методов работы. Учителя с подвижной нервной системой легко перестраиваются с одного вида деятельности на другой.

 

 

Выделяют четыре основные стиля деятельности учителя:


1. Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).

 

Педагог с этим стилем работы ориентируется на процесс обучения: он объясняет материал логично и структурно. Опрос учитель проводит в высоком темпе, обращаясь, в основном, к заинтересованным школьникам. Задавая неформальные вопросы, такой педагог не дает ученикам достаточно времени на формулировку ответа в свободной форме. 


 

При работе на уроке педагог с ЭИС фокусируется на наиболее интересном материале. И он предпочитает, чтобы не такую интересную, но не менее важную, информацию школьники изучали самостоятельно. Закреплению и повторению материала и контролю знаний такой педагог не уделяет достаточного внимания. 

 

Сильные стороны: высокий темп работы, множество методов обучения. Он поощряет спонтанные высказывания учащихся во время коллективных обсуждений. При этом интуитивность в работе сочетается с неумением проанализировать результаты урока.


 

2. Эмоционально-методичный стиль (ЭМС).
 

Учитель с таким стилем работы ориентируется как на процесс, так и на результат. Как следствие — адекватное планирование: поэтапная отработка учебного материала, отслеживание успеваемости всех учеников. Достаточное внимание уделяется закреплению и повторению пройденного материала, контролю знаний учащихся.

 

Работа педагога с ЭМС отличается оперативностью, такой учитель быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Интереса школьников он добивается тем, что показывает им неочевидные особенности своего предмета.


 

3. Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС).

 

По сравнению с педагогом с ЭМС такой учитель использует ограниченное число методов обучения, нечасто инициирует коллективные обсуждения, предпочитает спокойный темп работы. Его ученики реже изъясняются в свободной форме. 

 

Как правило, большую часть времени учитель с РИС говорит сам. Во время опроса он воздействует на школьников косвенными способами: через подсказки и уточнения. Так школьники учатся отвечать наиболее подробно, не упуская деталей.


 

4. Рассуждающе-методичный стиль (РМС).

 

Учитель с РМС консервативен при выборе средств и способов работы. Такой педагог хорошо владеет навыками методиста, практикует системный подход к повторению, закреплению и контролю знаний. Такой специалист во время опроса обращается в ограниченному числу школьников, коллективные обсуждения проводит редко. При этом особое внимание он уделяет отстающим ученикам, предоставляя каждому достаточно времени на ответ. Основная черта педагога с таким стилем работы — рефлективность. 

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»