Перейти к основному содержанию
Детские сады, школы и колледжи в стране восходящего солнца.

При входе учителя в класс встает староста, он приказывает остальным ученикам подняться и поклониться. Так начинается урок в японской школе. Учеников там воспитывают в строгих рамках и дисциплине, требования к знаниям очень высокие. Чтобы их выполнить многие дети после школы ходят в еще одну школу – так повышаются шансы сдать многочисленные тесты и проверочные работы.

 

Читайте в нашем материале, как устроено образование в стране восходящего солнца.

 

 

Для самых маленьких

 

Как и у нас, система образования в Японии включает детские сады и обязательное девятилетнее обучение в школе. Последнее состоит из шести классов начальной школы и трех средней. В старшей школе дети обучаются еще три года, после чего могут поступить в университет или колледж.

 

Большинство японских детских садов — частные. Из почти 14 тысяч учреждений дошкольного образования только 49 — государственные. В стране восходящего солнца устоялись принципы домашнего воспитания: в детские сады принимают детей с четырех лет, в редких случаях — трехлеток. Каждое заявление в ясли рассматривает специальная комиссия: если веских причин пребывания ребенка там нет, то его родителям, скорее всего, откажут.

 

СПРАВКА

В Японии почти 23 тысячи яслей — поровну частных и государственных. В них пребывает 2,4 миллиона детей. Педагогов яслей немногим больше, чем воспитанников — более 2,1 миллиона человек.

 

Родители отдают в детский сад своего ребенка главным образом для того, чтобы он социализировался. Малыши учатся общаться и взаимодействовать в группе и при этом обучаются навыку самостоятельной работы. Детей приучают бережно относиться к природе и ценить здоровье.

 

 

Среднее образование

 

 

В отличие от детских садов большинство японских школ (95 процентов) — государственные. Их финансирование заложено в бюджет страны. Обучение в частных школах очень дорогое.

 

С пробуждением природы после зимы и цветением сакуры, в апреле, начинается учебный год в Японии. Длится он 11 месяцев. В начальной школе дети обучаются до 12 лет. За это время их знакомят с 1 850 иероглифами: для беглого чтения необходимо знать 3 тысячи знаков письменности.

 

Основная задача начальной школы – обучить детей общим навыкам. С первого по шестой классы школьники изучают английский язык, арифметику и природоведение, знакомятся с гуманитарными и социальными знаниями, обучаются музыке и творчестве, занимаются физкультурой и основами труда. С первого класса в расписании обязательно фигурирует предмет «Родной язык». Он включает не только современный язык, но и тот, на котором говорили японцы в Средние века и Древние времена.  

 

Расписание в начальной школе не очень плотное: в день бывает не более четырех уроков по 45 минут.

 

В основной средней школе дети ежедневно посещают шесть 50-минутных занятий: они глубоко изучают иностранный язык, информатику, естественные науки, мировую и японскую историю, занимаются творчеством. В этот период школьники уже могут наметить специализацию и дальнейший вектор обучения.

 

Старшая школа, которую необходимо пройти для получения полного среднего образования, бывает нескольких профилей: общего, естественно-научного, академического, технического и художественного. В нее идут 94 процента учащихся. Старшеклассники проводят в школе полноценный рабочий день – с восьми утра до шести вечера.

 

Параллельно со старшими классами молодые японцы учатся в вечерних репетиторских школах. Это своего рода подспорье для овладения программой полного среднего образования: там педагоги помогают учащимся восполнить пробелы в знаниях и подготовиться к экзаменам.

 

Японские колледжи похожи на российские. Они делятся на три категории: младшие, технологические и специальной направленности. В первых обучают медицине, гуманитарным и техническим наукам, естественному творчеству. Во технологических учатся будущие строители, электронщики и машиностроители. В специализированных учреждениях готовят дизайнеров, автомехаников, портных, поваров.

 

 

Свободные школы и строгие нравы

 

 

Свободные школы – это альтернатива традиционным школам, которая появилась в Японии в 80-х годах прошлого века и сразу же обрела большую популярность. Дети в них сами решают, когда будут заниматься искусствами, музыкой и спортом, а когда посещать обычные занятия в классе. В свободную школу, как правило, приходят ученики, которым не подходит жесткая дисциплина традиционных учебных заведений.  

 

В обычных школах дети должны обедать в полном молчании; школьную форму нельзя носить вместе с курткой и чулками – даже зимой. К внешнему виду учащихся предъявляют строгие требования: волосы должны быть определенной длины, косметику использовать нельзя, нижнее белье можно носить только белого цвета. Таковы правила, которые подходят далеко не всем. Столь суровые нормы, вероятно, обусловлены особенностями восточного мировоззрения: коллективное важнее индивидуального, человек – винтик в сложной системе общества.

 

 

Высокая планка

 

Учебный год в Японии состоит из трех семестров: с апреля по июль, с сентября по декабрь и с января до конца марта. Начиная со средних классов у школьников серьезная учебная нагрузка. Для подготовки к множеству проверочных работ детям зачастую приходится проводить за учебниками выходные и даже каникулы. С седьмого класса дети сдают экзамены дважды или трижды в год. По окончании каждого класса школьники проходят специальные проверки, по итогам которых они поступают в следующий класс или нет. Для оценки знаний используется буквенная шкала (A-F) и 100-балльная система. Обычно минимальный положительный результат равен 60 баллам, но в отдельных случаях необходимо набрать 90 баллов, чтобы получить зачет.

 

 

Не только уроки

 

Если российские школьники ходят на дополнительные занятия в кружки и секции, то у японских все необходимые условия для занятий творчеством и спортом есть прямо в школе. Дети, мечтающие о славе рок-звезд, могут поиграть на настоящих бас-гитарах и барабанных установках – специальные классы японских школ оснащены современными музыкальными инструментами. Спортом дети занимаются на бейсбольных и футбольных полях.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»