Перейти к основному содержанию
Учитель полного дня в финской школе зарабатывает в среднем 2,5 тысячи евро в месяц. Чтобы обучать детей, нужно быть минимум магистром наук. А многие финские учителя имеют ученое звание профессора по своему предмету: это маркер серьезного академического образования. И наконец, конкурс на педагогический факультет в финские вузы высокий. Поступают лучшие. Возможно, в статусе профессии учителя кроется секрет «финского чуда» — образовательной системы маленькой североевропейской страны.

Структура
 

В финской системе образования начальная школа занимает шесть лет, средняя — три года: это седьмой, восьмой и девятый классы. За это время ребята готовятся к поступлению в училище для получения рабочей специальности. Чтобы поступить в вуз, после девятого класса нужно пройти обучение в гимназии — от двух до четырех лет. Там школьник получает более серьезную академическую подготовку. В гимназии ученики проходят меньшее количество дисциплин, чем в средней школе. Например, если школьник хочет в будущем стать врачом, он будет изучать химию, биологию, ядерную физику — естественно-научные дисциплины, необходимые для поступления на выбранную специальность. По окончании гимназии выпускники сдают экзамен наподобие нашего ЕГЭ. 

 

 

Начальная школа

 

 

Обучение в начальной школе финны стремятся сделать максимально творческим, игровым. Особое внимание учителя уделяют гиперактивным детям. Обычно таким ребятам сложно сосредоточиться и буквально усидеть на месте. Для них придумали специальные стулья, на которых нужно удерживать равновесие: баланс получится удержать, только если сидеть спокойно и не ерзать. Еще для гиперактивных школьников иногда оборудуют специальную зону и выделяют отдельного учителя, который занимается с ними на уроке. Ребята, которым удобнее заниматься в тишине, предлагают надеть наушники.

 

В начальной школе всегда пятидневная учебная неделя, в день проводят четыре-пять уроков. 

 

 

Средняя школа

 

Занятия в средней школе включают в себя и предметное, и проектное обучение. В процессе первого дети изучают отдельные дисциплины — географию, биологию, физику, иностранный язык. Но в любой сфере жизни — например, бизнесе — мы используем комплекс знаний. Межпредметное обучение приближает школу к задачам повседневной жизни. 

 

Ноу-хау финского подхода состоит в том, чтобы сделать микс из разных областей знаний, который можно применить на практике. Сейчас такой подход реализуется в так называемых проектных неделях. Во время их проведения смешиваются родственные дисциплины — например, история и обществознание. В будущем, возможно, в одну программу включат несколько предметов из разных областей знаний. 

 

 

Система оценок

 

В электронные дневники учитель не ставит оценки, а в форме отзыва заносит свои впечатления от работы ребенка. Это нужно, чтобы родители понимали, все ли в порядке в школе. Смысл такого оценивания в том, чтобы указать школьнику на моменты в учебе, которым можно уделить больше внимания.

 

У финских школьников есть дневники, где они сами пишут свое мнение о своей работе: что получилось хорошо, а над чем еще можно потрудиться. Затем ребенок, если сам того захочет, может отдать дневник учителю, чтобы тот написал свое мнение.

 

 

Работа в классе

 

 

Большую часть работы учитель делает с детьми в классе, не задавая домашних заданий. Впрочем, представление, что «домашки» в финских школах нет, не совсем верно. Большинство таких заданий носит практический или исследовательский характер. Если в классе дети учились печь торт, то им могут задать с помощью родителей приготовить лакомство дома и угостить одноклассников. Главное в финской системе — сделать так, чтобы дети смогли применить знания на практике. Сам же процесс их получения, академизм не является целью. Так, обучение математике происходит на реальных примерах — например, дети считают итоговую стоимость смартфона, купленного в кредит, — включая переплату. При этом школьникам не навязывают способы решения задачи: они сами выбирают, какие формулы будут применять. 

 

Кстати, практике уделяют большое внимание и на классных занятиях. В школе может быть оборудован целый лакокрасочный цех или помещение с ткацкими станками.

 

 

Все вместе

 

На одном уроке часть класса может заниматься в группах, а часть — индивидуально с педагогом. Одни дети могут быть вовлечены в жаркую дискуссию, а другие в это время спокойно читать. Иногда просторные помещения для занятий разделяют перегородками, однако важно, чтобы все дети работали в одном пространстве. 

 

В финских школах учитывают потребности всех ребят: отстающих и тех, кто быстро усваивает новый материал. В помощь педагогу могут направить второго преподавателя, который поможет вести урок и уделит внимание отдельным детям, чтобы те смогли работать в удобном для себя темпе.

 

В Финляндии организовано инклюзивное образование. Разные дети — спокойные и очень активные, обычные и с особенностями в развитии — учатся вместе. 

 

 

Забота о теле

 

Финские школьники проводят много времени на свежем воздухе. Ученики младших классов каждую перемену ходят гулять на улицу, ребята постарше могут кататься на лыжах около школы. Считается, что физическая активность на свежем воздухе сохраняет здоровье детей. 

 

В рамках курса физкультуры ребята могут выбрать занятия в разных секциях: по баскетболу, плаванию, танцам, йоге. 

 

 

Гаджеты в школе

 

Со всеобщей гаджетизацией финны не борются, а стараются обернуть ее на благо учебному процессу. Например, используют приложения на уроке или изучают, как безопасно пользоваться интернетом. Дети используют обучающие программы на школьных планшетах.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор "ПсихПед"