Перейти к основному содержанию
Подборка форматов, которая разнообразит учебно-воспитательную работу классного руководителя.

Если метафорически воспринимать школу как модель мира, то класс – это отдельное государство. И важно, чтобы каждая страна развивалась, имела дипломатические отношения с соседями и вносила вклад в мировой прогресс. Весьма грандиозные и абстрактные цели, которых можно достичь, если разделить путь к ним на маленькие шаги. Именно эти шаги удобнее всего проходить в специально отведенное для них время – на классном часу. Рассказываем о нескольких его форматах, в которых интересно участвовать и школьникам, и учителю.

 

 

Дискуссия

 

 

Такую форму классного часа можно проводить регулярно: зная, что в скором будущем их ждут дебаты, школьники сами смогут предлагать темы для них. Это может быть событие из общественной или политической жизни; знаменательная историческая дата, к которой у одноклассников не сформировалось единого отношения.

 

Класс нужно разделить на две или несколько групп (возможно, кто-то из учеников захочет представить свою собственную позицию) — в зависимости от убеждений участников. Классный час делится на три части. Во время первой стороны дискуссии излагают свою позицию, во время второй — задают друг другу вопросы и оспаривают убеждения оппонентов. В финальной части классный руководитель подводит итог: обращает внимание школьников на наиболее яркие моменты дискуссии; отмечает, есть ли те, кто после классного часа поменяли свою точку зрения.

 

 

Форум


Эту форму классного часа полезно проводить после лекционных занятий о вреде курения, опасности употребления алкоголя и наркотиков, пользе здорового образа жизни, тонкостях общения в межкультурной среде. На лекции школьники выступают в пассивной позиции слушателей, во время форума они становятся активными участниками обсуждения.

 

Общение между одноклассниками следует ограничить только темой лекцией: дети могут рассказать пример из личного опыта, поделиться впечатлениями от фильма или высказать свое мнение. В отличие от дискуссии, на форуме нет места жарким спорам: скорее школьники рассказывают, как предмет разговора затрагивает именно их жизнь.

 

 

Экскурсия


 

В рамках классного часа можно организовать совместный поход в музей, на производство или на работу одного из родителей школьников. Выбор места зависит от цели. Если учитель планирует познакомить школьников с историей родного города, логично отправиться в краеведческий музей. На заводе по производству мороженого дети расширят свои знания по химии и экономике (и полакомятся десертом прямо с конвейера). Поход в организацию, где трудится один из родителей школьников, может стать шагом на пути к выбору профессии.

 

Важно, чтобы экскурсия планировалась заранее и, возможно, была эквивалентом для нескольких классных часов. Ведь выездное мероприятие продлится как минимум втрое дольше, чем обычный классный час в школе.

 

 

Час общения


 

Во время такого классного часа школьники смогут открыто обсудить проблемы и взаимоотношения между собой. Будет правильно, если учитель обозначит рамки коммуникации: запрет на оскорбления и высмеивание; не обвинять другого человека, а объяснять, почему его поведение отрицательно отражается на окружающих.

 

Классному руководителю здесь отведена роль чуткого модератора. Он следит, чтобы каждый, кому есть что сказать, взял слово. Учитель останавливает школьника, если тот нарушает установленные правила. Со временем такая форма классного часа может превратиться в целый тренинг по коммуникации. А усвоенные на нем навыки ребята смогут применять и в повседневной жизни — в общении друг с другом, учителями и родителями.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор "ПсихПед"