Перейти к основному содержанию
Действенный способ научиться чему угодно, когнитивные ловушки и антикреативные пословицы.

В образовании мы то и дело сталкиваемся с препятствиями. Нам кажется, что мы никогда не заговорим на английском, хоть и изучаем его долгие годы. Мы считаем, что освоить новый навык слишком сложно и долго, а в преподавании важнее всего — выполнить учебный план. 
 

Мы сделали подборку выступлений на конференции TED, авторы которых делятся своим опытом в преодолении трудностей (иногда надуманных) во время обучения.  


Джош Кауфман. Как за 20 часов научиться чему угодно?

 

 

Профессор Эриксон из государственного университета Флориды выявил правило 10 тысяч часов: столько времени нужно потратить, чтобы обучиться новому делу. Это пять лет работы с полной занятостью. 

 

В многочисленных статьях про это правило не упоминается, что Эриксон изучал биографии суперпрофессионалов — спортсменов и музыкантов мирового уровня, известных гроссмейстеров. И посчитал, сколько нужно времени, чтобы достичь вершины в любом деле.

 

Однако когда мы начинаем изучать что-то новое, мы вряд ли стремимся стать первоклассным профи. Нам нужно уверенно овладеть каким-то навыком или компетенцией. Для этого достаточно 20 часов, или 45 минут в день в течение месяца, считает Джош Кауфман.

 

И делится своим методом:
 

1. Проанализировать навык: решить, что точно вы хотите делать, когда им овладеете. Затем разделить этот навык на небольшие части – знания и умения – и обозначить самые важные из них. Их предстоит освоить в первую очередь.
 

2. Узнать достаточно, чтобы исправлять свои ошибки. 
 

Изучите три-пять источников информации об этом навыке — книг, обучающих видео, курсов. Нужно усвоить знания настолько, чтобы можно было замечать и исправлять свои ошибки. 
 

Но не используйте видео и курсы как отсрочку от практики. Чтобы научиться программировать, надо программировать, а читать бесконечные статьи о программировании.
 

3. Убрать все помехи — телевизор, интернет. 
 

4. Практиковать минимум 20 часов.
 

Звучит просто, но так ли это на деле? Например, вы хотите научиться играть на гавайской гитаре. На ней можно извлечь сотни созвучий, но для исполнения почти любой песни достаточно знать 4-5 аккордов. Не верите? Тогда посмотрите видео — на нем Джош поет несколько популярных песен под один и тот же аккомпанемент. Он научился этому за 20 часов.


Один простой метод, чтобы выучить любой язык. Скот Янг и Вет Джейсвол

 

 

Авторы выступления сравнивают изучение иностранного языка с купанием в океане. Около берега, только войдя в воду, человек испытывает сильнейшее сопротивление: волны одна за другой обрушиваются на него, приходится тратить много энергии, только чтобы удержаться на плаву. Но преодолев это, человек оказывается в спокойной зоне, где легко и приятно плавать и — самое главное — волны не пытаются откинуть его назад.

 

Основная проблема большинства людей в том, что они застревают в зоне страха и разочарования (у берега) дольше, чем нужно. А некоторые — и вовсе не продвигаются дальше. Что делать, чтобы не оказаться в их числе? Какое-то время говорить только на иностранном языке. 
 

У этого простого метода есть три существенных плюса:
 

1. Так вы узнаёте действительно нужные слова и фразы, а не заучиваете новую лексику по порядку тем в учебнике.
 

2. Вы будете чаще употреблять знакомые конструкции и, таким образом, доведёте их до автоматизма. То есть сможете применять их машинально, не обдумывая каждый раз.
 

3. Вы будете развивать разговорные навыки и научитесь справляться с ситуациями выше вашего уровня знания языка.
 

Вет и Скотт провели эксперимент. Они пытались выучить четыре разных языка во время путешествия по четырем странам: Испании, Бразилии, Китаю и Корее. На это у них было год — по три месяца на каждую страну. Все это время они не говорили по-английски. К концу путешествия по каждой стране они могли свободно говорить с местными жителями на их языке. 

 

Рэмзи Муссалам. Три способа пробудить интерес к обучению

 

 

Ремзи — преподаватель химии с 13-летним стажем. Десять из них он учил детей, ориентируясь только на учебный план.

 

В возрасте 35 лет Ремзи предстояла операция на открытом сердце. Конечно, он сильно волновался — у него был маленький ребенок и ещё один на подходе. Он нашёл утешение в уверенности своего хирурга. Ремзи спросил его, почему он так спокоен. Хирург ответил, что, во-первых, он был любознательным студентом и во время учёбы задавал сложные вопросы об операциях. Во-вторых, он не боялся идти путём проб и ошибок. В-третьих, всё серьёзно обдумав, он четко спланировал операцию. «А потом твёрдой рукой он спас мою жизнь», — закончил рассказ Ремзи.

 

И сформировал для себя три правила преподавания:
 

1. Любознательность важнее всего.
 

Вопросы могут открыть путь к методике преподавания, но не наоборот.
 

2. Смирись с ошибками. 
 

Познание происходит методом проб и ошибок. 
 

3. Осмысление знаний в процессе практики. 
 

«Если мы, учителя, откажемся от роли информатора и перейдём на иной уровень, сумев зародить в детях любознательность и интерес, мы сможем привнести чуть больше смысла в их ежедневное посещение школы и развить воображение», — уверен Ремзи Муссаллам.
 

Вопросы и любознательность, словно магниты, притягивают учеников к учителям. И они работают лучше любых методик или новшеств в обучении. Если мы ставим методику преподавания выше любознательности наших учеников, мы обкрадываем сами себя, лишаясь величайшего учительского инструмента — вопросов учеников.

 

Как учиться, чтобы пригодиться. Григорий Соловьёв

 

 

Григорий Соловьёв занимается организацией фестивалей и конкурсов детского творчества. И считает, что русские народные пословицы на корню убивают творческий подход и интерес детей. Например, «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» (читай – ты поплатишься за свой интерес). 

 

Ещё один пример: «Тише едешь – дальше будешь». Правило, которое не работает ни в бизнесе, ни в корпоративной карьере. Если предприниматель что-то придумал, важно скорее воплотить свою идею, иначе это сделает кто-то другой. Повышение предложат активному сотруднику, предлагающему свои идеи, а не тихоне в углу. Альтернатива народной мудрости: «Выше цели – дальше будешь».
 

Наряду с пословицами для творческого начала ребёнка оказываются губительными родительские установки. «Не выдумывай», – многим детям довелось слышать эти слова от своих родителей. Вместе с тем в России существует несколько десятков креативных агентств. Почти в каждом рекламном агентстве есть свой креативный отдел. Там работают люди, которые только и делают, что выдумывают что-то. И получают за это хорошее вознаграждение. Автор выступления предлагает отказаться от отрицательной частицы и говорить детям: «Выдумывай!».
 

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»