Перейти к основному содержанию
Вальдорфская система педагогики существует уже второй век. Она началась с одной школы для детей рабочих в Германии, а сейчас по всему миру насчитывается более трех тысяч таких учреждений. Кажется, ни одна другая образовательная система не вызывает столько споров. Одни видят в ней возможность для развития творческой части личности ребенка, другие — искусственную среду наподобие секты.

Рассказываем, как работают школы и детские сады с вальдорфской системой обучения.  

 

 

История возникновения

 

В 1919 году в немецком городе Штутгарте директор сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» предложил педагогу Рудольфу Штайнеру создать школу для детей рабочих. Штайнер согласился. Он возглавил школу, сам готовил учителей для нее и сам же создал новую систему обучения.

 

В ее основу легла антропософия — религиозно-мистическое учение, автором которого тоже был Рудольф Штайнер. Согласно нему, в человеке соединяются Дух, Душа и Тело: они выражаются в мыслях, чувствах и воле. Помимо физического тела, в своих работах Штайнер упоминает эфирное (отвечает за рост и жизненные силы) и астральное тело (отвечает за проявление психических переживаний). Ореол эзотерики и мистицизма до сих пор сопровождает вальдорфские школы.

 

 

Главные принципы

 

Основополагающий принцип вальдорфской педагогики — не перегружать ребенка новыми знаниями, в процессе обучения ориентироваться на его индивидуальный темп развития. Считается, что в разные периоды взросления малыш тяготеет к разным видам деятельности. Так, детей в детском саду не обучают письму и счету, но развивают их эмоциональную сферу и образное мышление. Большое внимание в дошкольном возрасте уделяется развитию мелкой моторики: с малышами занимаются лепкой, вязанием и вышиванием.

 

 

В детских садах детей от трех до шести лет объединяют в группы до 20 человек. В них действует принцип дружной многодетной семьи, где старшие дети поддерживают и помогают младшим, а малыши в свою очередь перенимают опыт у старших. Помещения, где проходят занятия, оснащены мебелью из натуральных материалов — деревянными стульями и столами, плетеными креслами. Окна и стены декорированы тканями в светлых тонах. На открытых полках расставлены корзины с материалами для рукоделия.

 

В школу принимают с семилетнего возраста, обучение там длится 11-12 лет.

 

 

Начальная школа

 

В начальной школе дети проходят минимум предметов. Чтение появляется только во втором классе — до этого малыши изучают буквы. В вальдорфских школах делается акцент на дисциплинах, которые принято считать второстепенными, — иностранных языках, музыке, рукоделие, искусстве, ремесле и даже садоводстве. Вальдорфцы убеждены, что творческая среда пробуждает у ребенка интерес к познанию.

 

Первоклассники пишут буквы и рисуют формы при помощи восковых мелков: они обеспечивают достаточную силу трения и сопротивления движению на бумаге — это помогает малышу лучше контролировать процесс письма.

 

С первых дней дети изучают два иностранных языка и таким образом узнают культуру и традиции других народов. Учеников знакомят с иностранными песнями и стихами, ребята участвуют в театральных импровизациях на тему народных и религиозных праздников. На таких занятиях в игровой форме у детей тренируется память, расширяется кругозор, прививается уважение к культуре разных народов.

 

 

Система обучения

 

Обучение в вальдорфской школе проходит по учебным эпохам. Эпоха объединяет целую область знаний — например, эпоха строительства, эпоха экологии. Дисциплины делятся на еженедельные и эпохальные. История, математика, физика, биология, химия, география, русский язык и литература изучаются в соответствии с эпохами. Основной урок эпохи длится два часа, за это время педагог максимально погружает учеников в материал. После изучения всей эпохи, которое длится три-четыре недели, у каждого школьника остается тетрадь по теме — с конспектами, схемами и картами.

 

 

Игра и практика

 

Вальдорфцы считаю, что лучший способ организовать учебный процесс — включить в него игру. Это может быть 15-минутная забава в конце урока или большое сюжетное действо со свободной импровизацией.

 

 

Дети познают мир на практических примерах — выращивают урожай, ставят спектакли, пекут хлеб и учатся строить дом. Существует традиция перед началом каникул устраивать отчетные концерты для родителей. Тем временем в вестибюле школы проходит выставка одежды, игрушек и глиняной посуды — всего, что изготовили на занятиях ученики.

 

 

Личность учителя

 

Процесс обучения в вальдорфской школе основан на личном примере учителя, подражании ему, налаживании тесного контакта между ним и детьми. С 6 до 14 лет за учениками закреплен один классный руководитель. Каждое утро он радушно приветствует детей и с каждым здоровается за руку: это нужно, чтобы понять, в каком настроении ребенок пришел в школу.

 

Затем классный руководитель проводит двухчасовое занятие. Таким образом, в течение восьми лет происходит налаживание тесной связи между детьми и учителем. Он изучает личные особенности каждого ребенка, его потребности в обучении. У детей это создает ощущение стабильности и психологического комфорта. Но у такой «педагогоцентричности» есть свои риски: слишком многое зависит от личности конкретного учителя.

 

 

Нет оценкам и учебникам

 

Вплоть до старших классов учебники в вальдорфской школе не используются. Вместо них у каждого ребенка есть так называемая рабочая книга — своеобразный личный дневник, куда записывается приобретенный на занятиях опыт.

 

Вместо оценок в конце четверти на каждого ученика создается подробная характеристика — индивидуальный отчет. Если ученик вальдорфской школы решит перейти в обычную, ему выдадут табель с общепринятыми отметками.

 

 

Принцип цикличности

 

Человеческий организм, живая и неживая природа — все в нашем мире подчинено закону повторения с определенной частотой, или ритму. Эту последовательность повторяющихся действий мы можем наблюдать в смене времени суток и времен года, пульсе и дыхании. В вальдорфской системе течение времени образно представляют как чередование «вдоха» и «выдоха». На фазе «вдоха» ученик усваивает новые знания, на фазе «выдоха» — раскрывает свои чувства и реализует фантазии в процессе игры.

 

Так напряжение чередуется с разрядкой. Восстановиться после напряженной умственной работы помогают творческие занятия. Такое расписание создает ощущение стабильности и умиротворения, убеждены вальдорфцы.

 

Каждый день недели отведен под отдельное практическое занятие. В понедельник дети рисуют, во вторник — вяжут, в среду — лепят, в четверг — выпекают хлеб и сдобу, а пятница посвящена генеральной уборке.

 

 

Учебный год подчинен смене сезонов. Весной ученики дружно пропалывают грядки, летом — ухаживают за цветами, осенью — мастерят поделки из желудей и шишек, зимой — катаются на коньках и строят снежную крепость.

 

 

Достоинства и недостатки

 

Как и всякая другая, Вальдорфская система обучения имеет свои плюсы и минусы.

Для учеников создают теплую атмосферу, занятия в компактных классах предполагают внимание к каждому ребенку. Детей не оценивают и тем самым ограждают от фрустраций, которые могут травмировать их. С самого раннего возраста малышам прививают практические знания, учат их мыслить самостоятельно и критически оценивать новую информацию. В расписании чередуются познавательные, творческие и практические занятия: в таком режиме ребенок многое успевает и при этом не переутомляется.

 

В то же время ученики Вальдорфской школы могут иметь трудности в дальнейшем обучении – например, столкнувшись с системой оценок в вузе. Качество образования в Вальдорфских школах в большой степени зависит от одаренности педагога.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор "ПсихПед"