Перейти к основному содержанию
Присоединяйтесь онлайн!
Учителя, которые обучают практическим компетенциям, выстраивают индивидуальную траекторию обучения и не только.

С нового учебного года вступят в силу новые правила аттестации педагогических работников. Учителя, которые успешно пройдут процедуру, смогут продвинуться по карьерной лестнице. Она включает три ступени: учитель, старший учитель (учитель-методист) и ведущий учитель (учитель-наставник).

 

Педагогические роли трансформируются как в средней и высшей школе, так и в сфере онлайн-обучения. И, по-видимому, преимущество на рынке труда будут иметь педагоги, которые смогут адаптироваться к изменчивым условиям образовательного процесса. Рассказываем о тенденциях, которые формируют новые педагогические роли.

 

 

Учитель-координатор: обучение на цифровых платформа

 

 

Прогнозы роста рынка онлайн-образования впечатляют: до 2027 года его ежегодный объем должен увеличиваться на 21 процент. При этом в 2020 году объем рынка онлайн-обучения уже составил 250 миллиардов долларов.

 

Цифровое образование соответствует духу времени: старшеклассники и студенты первых курсов предпочитают учиться дистанционно. Полностью перевести на удаленку классическое школьное образование не получится, но и там онлайн-формат помогает справляться со сложностями — например, решить проблему неравного доступа к образованию в отдельных регионах мира.

 

Онлайн-обучение предполагает высокую ответственность студента в образовательном процессе: большинство материалов ему нужно изучить самостоятельно, самому составляя учебный график и выбирая последовательность тем. Роль педагога при этом утрачивает руководящие и приобретает координационные функции. Учитель, сопровождая образовательный процесс, корректирует его курс с учетом успехов обучающегося. Другими словами, педагог направляет, а студент — несет ответственность за изучение материала. Эта же тенденция характерна и для корпоративного обучения в онлайн-формате.

 

 

Учитель-наставник: смешанное обучение

 

Blending learning, или смешанное обучение, сочетает очный и онлайн-формат получения знаний. И если на Западе он существует довольно давно, то в России его запустят со следующего учебного года в 14 регионах в ходе внедрения федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

Как и дистанционный формат, смешанное обучение предполагает, что студент будет изучать материал самостоятельно. Понимая особенности каждого ученика, педагог становится наставником, который обеспечивает индивидуальную траекторию обучения для каждого студента.

 

 

Учитель-практик: акцент на навыках

 

Проблема оторванности академического образования от запросов рынка возникла не вчера. Наладить связь между этими двумя сферами пытаются международные организации. К примеру, внедрением практико-ориентированного обучения в среднюю школу занимается программа «Образование 4.0», которую разработал Всемирный экономический форум. В России этот подход воплощен в исследовательских и проектных технологиях обучения, которые закреплены во ФГОСах.

 

Аттестационных комиссии нескольких отечественных вузов — РЭУ имени Плеханова, РАНХиГС, МФТИ, ИТМО, ТПУ — помимо традиционных дипломных работ выпускников, рассматривают их стартапы. Создавая реальный бизнес-проект, студенты могут заработать деньги, пополнить свое портфолио и стать участниками федеральной программы, которая направлена на развитие предпринимательства.

 

В ближайшее время к инициативе присоединятся еще 40 российских университетов и институтов.

 

В практико-ориентированном обучении педагоги делятся своим реальным опытом в бизнесе. Часто такими педагогами становятся представители предпринимательской среды.  

 

Устоявшиеся преподавательские роли в зависимости от личностных свойств и интересов

 

Преподаватель-лектор: работа на широкую аудиторию

 

 

Это яркий оратор, которому нравится работать с аудиторией, включающей десятки, а то и сотни человек. Он почти не утомляется, когда читает лекции одну за другой и ведет семинарские занятия. Лектор играет роль вдохновителя и мотиватора, который популяризирует научное знание не без помощи своей харизмы. Однако от исследовательской рутины такой педагог обычно далек.

 

 

Преподаватель-ученый: открытия и исследования

 

Его призвание — наука. Обстановка библиотек и архивов для преподавателя-ученого более привычна, чем шум аудиторий. Они становятся хорошими научными руководителями, пишут книги и публикуются в нишевых изданиях. Аудиторные часы они, как правило, отрабатывают, читая узко специализированные курсы.

 

 

Преподаватель-методист

 

Методист берет на себя разработку учебных материалов для педагогов, которые реализуют себя в другой функциональной роли. Он может стать отличным напарником для лектора, практика или исследователя.

 

Методист получает удовольствие от написания образовательной программы, работы над учебником и составления онлайн-курса; может помочь при проведении экзаменов.

 

 

Преподаватель-администратор

 

Поддержание контактов с ведомствами, подача заявок на гранты, общение со всеми участниками образовательного процесса – этими задачами занимается педагог-администратор. Он обладает структурным мышлением и хорошими коммуникативными навыками. Администратор разрешает конфликты в академической среде и следит за тем, чтобы инициативы в обучении не расходились с Федеральными государственными образовательными стандартами.

 

Важно, чтобы у каждого специалиста была возможность выбрать роль, которая соответствует его интересам и наклонностям. Если у всех преподавательских групп будут равные возможности, педагогам не придется брать на себя работу, которая гарантирует бонусы и гранты, но не приносит удовлетворения.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»