Перейти к основному содержанию
Научно обоснованные методы, которые помогут сделать образовательный процесс более продуктивным.

На YouTube-канале «А поговорить?» вышла беседа с научным журналистом Асей Казанцевой. Она поделилась научно обоснованными рекомендациями, которые помогут добиться наилучшего результата в образовательном процессе. Публикуем некоторые тезисы интервью.

 

 

Память короткая и длинная

 

Нашу память можно разделить на кратковременную и долговременную. Полагаться на первую не стоит: там непродолжительное время хранится мало информации, а потом она стирается. Вероятность того, что из кратковременной памяти эта информация перейдет в надежное хранилище долгосрочной очень низкая. И это хорошо: иначе в «куче файлов» нам было бы сложно находить то, что действительно нужно. Это все равно, что сохранять на рабочем столе компьютера все веб-страницы, которые мы открываем. Среди многочисленных аккаунтов Instagram с котиками, советов похудеть и рецептов яблочного пирога нам пришлось бы искать скан-копию паспорта и билеты на самолет в командировку.

 

Кратковременную и долговременную память соединяет узкая воронка с низкой пропускной способность. Ученые полагают, что это обусловлено ограниченными мощностями нашего мозга. Он просто не в состоянии запомнить все, что когда-то увидел, услышал или узнал.


 

С точки зрения нейробиологии, память — это материальное изменение мозга. Оно выражаются в укреплении связей между нейронами, вовлеченных в усвоение опыта и переработку информации. Чем чаще мы используем определенные связи, тем прочнее они становятся. Именно поэтому подготовка к экзамену в последнюю ночь не имеет смысла. Сам экзамен-то после экстренной зубрежки сдать можно (и даже успешно), но полученные быстро знания так же быстро испарятся из памяти.

 

Хотя в долговременную память мы потенциально можем уместить бесконечно много информации, вся проблема состоит в пропускной способности. Поэтому мыслящему существу нужно организовывать свою жизнь таким образом, чтобы учиться маленькими порциями, но регулярно.

Хорошо, когда на итоговую оценку влияет несколько факторов: регулярность выполнения домашних заданий, результаты мини-тестов и проверочных работ, участие в дискуссиях. Это стимулирует детей регулярно учиться, а значит в их мозге формируются нейронные связи — следовательно, полученные знания закрепляются в долгосрочной памяти.

 

 

Добавь эмоцию

 

В процессе запоминания ключевую роль играет внимание. То, на что мы эмоционально отреагировали, скорее всего, закрепится в нашей памяти. Это может быть необычный вкус блюда, которое мы попробовали впервые, или водитель, который то и дело создает аварийные ситуации на дороге.

 

Поэтому для эффективного обучения так важна личность учителя и его отношения с учениками. Школьник будет охотнее изучать тот предмет, учитель по которому будет симпатичен и интересен ребенку – то есть вызывать эмоциональный отклик.

 

 

Сон, отдых и безделье

 

 

Нейробиологи понимают: бессмысленно учить чему-нибудь людей, которые не высыпаются.

После того как мы загрузили в нашу память порцию информации, полезно повторить ее. Так мы еще раз активируем нейронные контуры, чтобы сделать их более прочными. А после этого полезно ничего не делать (не путать с «уткнуться в гаджеты») — прогуляться самому и позволить поблуждать своим мыслям. В такие моменты новая информация усваивается в нашем мозге. После отдыха хорошо еще раз повторить изученный материал, чтобы мозг «смирился» с тем, что его нужно-таки запомнить.

 

Сон нужен, чтобы сортировать накопленную за день информацию: ненужное забывать, нужное — запоминать.

Ученые проводили эксперимент на мышах. Им вживили электроды в гиппокамп — зону мозга, связанную с памятью и пространственным мышлением. Днем мышка ходила по лабиринту. В это время экспериментаторы наблюдали, какие нейроны активируются, когда мышь находится в разных местах лабиринта. Другими словами, ученые смотрели, как представлен этот лабиринт в мозге грызуна. Потом мышка ложилась спать. И по активности вживленных электродов было понятно, что во сне у нее проигрываются те же самые паттерны активности в той же самой последовательности. То есть, как полагают ученые, мышка во сне видела лабиринт. И если ночью она успешно «прокрутила» маршрут, то на следующий она лучше в нем ориентировалась.

Людям, конечно, электроды в мозг не вживляют, но нейробиологи полагают, что и у нас во сне происходит воспроизведение полученного опыта. Так мы еще раз повторяем полученную за день информацию.

 

 

Ассоциации в помощь

 

В среднем человек может удерживать в рабочей памяти четыре единицы информации — запаха, цвета, названия, фигуры. Но эти единицы информации могут быть комплексными. Скажем, если попросить человека запомнить цифры 1, 9, 8, 4, то вся память будет занята ими. А если попросить следом запомнить цифры 1, 9, 4, 1, то все восемь цифр человек, скорее всего, не воспроизведет. Но если проассоциировать эти цифры с чем-то, что уже есть в долгосрочной памяти – например, названием романа и исторической датой, – то задача станет легче. По сути мозгу нужно будет удерживать всего две единицы информации. «Собирание в кучки» данных работает потому, что человек может опереться на долговременную память. Такой способ позволяет обрабатывать новую информацию более эффективно и не забивать под завязку рабочую память.

 

Психолог Уильям Чейз полтора года заставлял одного из своих студентов ходить в лабораторию и запоминать там ряды цифр. Сначала он запоминал по шесть-семь цифр, потом 20, потом 30… За полтора года тренировок он смог безошибочно воспроизводить последовательность из 78 цифр, которые ему зачитывали один раз. Но если ему давали другие задания (запоминать слова, буквы, запахи), выдающихся результатов он не демонстрировал. То есть его память не расширилась: просто он научился группировать последовательности цифр по смыслу. Таким образом, навык запоминания можно тренировать. Но только если запоминать что-то из узкой области — работы или сферы личных интересов.

 

 

Мыслить позитивно

 

 

Для оптимального обучения идеально, когда уровень стресса средний — не слишком большой и не слишком низкий.

Отрицательные эмоции в обучении снижают фокус внимания. Жертва, на которую направлено оружие, может детально его описать — вплоть до модели и марки. Но она не запоминает ничего вокруг, никакого контекста: даже лицо преступника ускользает от ее внимания.

 

Проблема с наказаниями за ошибки связана с тем, что человек вообще ничего не будет делать, кроме как сидеть и бояться.

Один из ведущих специалистов по позитивной психологии Барбара Фредриксон считает, что положительные эмоции вызывают интерес, стимулируют поисковое и исследовательское поведение, устраняют страх ошибок. Это приводит к тому, что сложные творческие задачи, связанные с ассоциативным мышлением и экспериментами, существенно лучше решают люди с позитивным эмоциональном фоном. После просмотра веселого кино вы лучше справитесь с творческими задачами. Это же касается и изучения иностранного языка.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор "ПсихПед"