Перейти к основному содержанию
Механизм работы этой технологии обучения.

В 2007 году два американских школьных учителя — Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — задумались, как быть со спортсменами, которые часто пропускают занятия из-за соревнований. У этих ребят нет возможности присутствовать при объяснении каждой темы. В итоге целая категория учеников не усваивает образовательные курсы. Аарон решил сделать слайд-шоу с текстовыми и аудиоэлементами в PowerPoint. Всё это легко конвертировать в видеофайл, который можно распространять, например, по почте.
 

Аарон поделился идеей с Бергманом. Он вспоминает: «Мы поняли, что это может позволить нашим студентам пропускать занятия, не пропуская обучения! Мы начали размещать наши лекции онлайн, чтобы студенты могли получить к ним доступ». Так появилась новая модель обучения — перевёрнутый класс, или урок. Рассказываем, как она работает, в чём её преимущества и особенности.
 

Как устроена модель?
 

 

Это одна из разновидностей смешанного обучения. В соответствии с ней, новый материал школьники самостоятельно изучают дома, а в классе отрабатывают его на практике. 
 

В модели распространены такие форматы потребления образовательного контента, как подкаст и водкаст. Это лекции, записанные в аудио- или видеоформате, которые рассылаются подписчикам: в нашем случае — ученикам. Их можно слушать и смотреть в удобное время в записи или в онлайн-режиме.
 

В перевёрнутом классе широко используется пре-водкастинг: педагог записывает свою лекцию в формате водкаста, а ученики смотрят её до занятия, на котором планируется очно рассмотреть новую тему. 
 

Домашняя и классная работа


 

Домашнее задание в перевёрнутом классе включает три основных этапа:
 

1. Просмотр водкаста.
 

2. Изучение текстовых материалов и поясняющих иллюстраций.
 

3. Тесты, для прохождения которых необходимо овладеть базовыми знаниями новой темы.
 

Во время классной работы педагог делает акцент на теоретической части темы: разбирает сложные моменты и отвечает на вопросы, которые возникли у учеников при самостоятельном ознакомлении с материалом. На это предусмотрено 25-30% времени. После этого школьники выполняют практические упражнения и исследовательские задания. Учитель наблюдает за школьниками и может оказать помощь по запросу. Дома дети заканчивают начатые в классе упражнения и проходят тестирование на знание новой темы.
 

Роли учителя и учеников

 

Мы видим, что в перевёрнутом классе главенствуют ученики, а не учитель: им предоставляется больше свободы и ответственности за изучение материала. В этой образовательной модели пропуски занятий больше не имеют фатального значения: даже если школьник не смог присутствовать на уроке, у него будет гарантированная возможность изучить новую тему в полном объёме.
 

У учителя становится больше времени, которое он может тратить на совершенствование своих профессиональных навыков, получение новых знаний и отработку практических заданий с учениками. 
 

Перевёрнутый класс не относится к дистанционной форме обучения: количество очных занятий остается тем же.

 

«Во время лекции нельзя задать уточняющий вопрос учителю по ходу объяснения», — такой аргумент приводят противники этой модели. Им можно возразить, что у учеников есть возможность пересмотреть лекцию неограниченное количество раз. Возможно, после ознакомления со сложным материалом дважды и или трижды вопрос разрешится сам собой. А если нет — его можно будет задать на уроке. 

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»