Перейти к основному содержанию
Понятие эмоционального интеллекта и практические способы его развить.

Интеллект или эмоциональная сфера — над чем нужно работать в первую очередь, чтобы преуспеть в современном мире? Если в необходимости интеллектуальных знаний и навыков сомневаться не приходится, то понимание чувств всё ещё воспринимается как «факультативная» способность. Взять хотя бы ОГЭ или ЕГЭ — школьники готовятся к ним месяцами, оттачивая знания нужных предметов. Но всё может полететь в тартарары, если ученик не умеет планировать свою работу и справляться со стрессом. Оба навыка относятся именно к эмоциональному интеллекту.
 

Что такое эмоциональный интеллект?

 

 

Эмоциональный интеллект (ЭМ) — это способность разбираться в человеческих эмоциях; понимать, какие чувства испытывает человек и по какой причине. Эти навыки применяются для решения задач, связанных с мотивацией и отношениями. 
 

По сути то, как мы выстраиваем взаимоотношения с разными людьми, продиктовано нашим эмоциональным интеллектом. Даже на дистанционном или домашнем обучении ЭМ играет важную роль: по-прежнему нужно взаимодействовать с одноклассниками, учителями и администрацией учреждения, а письменная форма общения — по электронной почте или в мессенджерах — только добавляет вариативности в понимании интонации собеседника.
 

Компетенции в сфере эмоционального интеллекта
 


 

ЭМ можно рассматривать как совокупность компетенций, необходимых для личностного применения и применения в обществе. К ним относятся эмпатия, лидерство, коммуникация, коллективная работа, навыки управления, самоопределение, самоконтроль, организационная осведомленность, управление взаимоотношениями.
 

Основные компетенции личностного применения — самоконтроль и самоопределение (умение понимать собственные эмоции). Самоконтроль объединяет умение адаптироваться, стрессоустойчивость, умение контролировать сильные спонтанные эмоции и общий поток чувств, умение выжидать, ориентирование в собственных целях и желаниях, позитивный взгляд на вещи.
 

Эмпатия — восприятие и понимание эмоций других людей, возможность разделить их чувства.
 

Организационная осведомлённость — понимание, какие роли играют люди в конкретном социуме: кто организатор, кто инноватор, а кто исполнитель. Если человек понимает социальные роли и маски, он имеет представление, как действовать и вести себя в конкретной социальной группе, как понимать других людей и достичь желаемого результата в процессе взаимодействия с ними. 
 

Управление взаимоотношениями — разрешение конфликтов; влияние, которые человек оказывает на других людей и которое люди оказывают на него; умение работать в группе; лидерство. 
 

Способы развития эмоционального интеллекта


 

Практикующие психологи (специалисты в области когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапевты) используют в работе с клиентами дневник чувств. В образовательной среде его могут вести и учителя, и ученики — преимущественно средних и старших классов. Его можно вести постоянно или в напряжённые периоды обучения — например, при подготовке к экзаменам или изучении предмета, который вызывает у ученика сложные чувства: невозможность собраться, успокоиться, приступить к делу.
 

Дневник чувств можно вести в обычной тетради. Он имеет форму таблицы и включает четыре основных столбца: ситуации, мысли, эмоции, выводы. 
 

Например, завтра мне предстоит сдать экзамен (ситуация). Что я думаю на этот счёт («Надо лечь пораньше, чтобы выспаться и встать со свежей головой»/«Я ещё сколько всего не выучил!»)? Что я чувствую по этому поводу (спокойствие, уверенность/раздражение, страх, усталость). Какой вывод я могу сделать («Я сделал всё, чтобы успешно пройти проверку знаний»/«У меня ничего не получится, я провалю экзамен»)?
 

После регулярного ведения дневника чувств, возможно, получится узнать себя с новой стороны. Можно удивиться, насколько часто мы испытываем негативные эмоции, хотя привыкли думать о себе как о человеке жизнерадостном и оптимистичном.
 

Для дошкольников и младших школьников подходит упражнение «Стульчик»: для этого нужно собрать всех подопечных, одного усадить на стульчик в центре. Каждый из детей должен сказать ребёнку на стульчике комплимент. Что-то, что человеку будет приятно услышать. И так усаживать на стульчик каждого. Можно во время упражнения поделить детей на группы. 
 

Умение выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей можно оттачивать на занятиях по гуманитарным дисциплинам — иностранному языку, литературе, истории и обществознанию. Распространённые способ — предложить ученикам вытянуть карточку с иностранным или русским словом, обозначающим эмоцию (злость, обида, интерес, удивление, радость). Его задача — сыграть эту эмоцию, а другие должны её отгадать. Проигрывание эмоций на публику хорошо помогает наладить контакт с чувствами, которые ученики испытывают в реальной жизни.
 

Улыбка или ее отсутствие педагога — хороший инструмент, чтобы приучать учеников распознавать эмоции других людей. В норме преподаватель улыбается, что говорит о его благожелательном настрое. Если улыбки на лице учителя нет, это сигнал для учеников, что что-то пошло не так.
 

Эмоциональный интеллект и обучение
 

Высокий эмоциональный интеллект дает много преимуществ: благодаря нему, мы становимся спокойнее, стабильнее, смотрим на вещи более реалистично и вместе с тем более позитивно. В своём поведении мы уходим от эмоциональности к предсказуемости: сам человек и люди вокруг знают, чего от него ожидать. 
 

Если студент во время обучения способен оставаться стабильным, спокойным, его интеллектуальные успехи не заставят себя ждать. Умение контролировать и управлять своими эмоциями развивает в ученике самодисциплину, которая едва ли не важнее мотивации. Именно дисциплина обеспечивает высокие результаты в учёбе.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»