Перейти к основному содержанию
Присоединяйтесь онлайн!
С какими сложностями сталкивается учитель в онлайн-работе и какие роли исполняет.

В августе на платформе «ПсихПед» состоялся вебинар «Современные технологии на службе учителя». Его провела специалист по внедрению современных образовательных технологий в образовательный процесс школы, методист по английскому языку ООО «СберОбразование», сертифицированный тренер образовательного отдела Apple, Apple Distinguished Educator Анна Александровна Раздорская. Публикуем основные тезисы онлайн-встречи.

 

 

Шесть аспектов современного школьного образования:

 

1. Учиться в любом месте и в любое время: пространство класса — только одно из множества мест для получения знаний.

 

2. Персонализация — выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.

 

3. Междисциплинарность — интеграция знаний из разных областей в единое целое.

 

4. Ориентация на результат: выведение образовательного процесса в прикладную область, когда дети видят ощущаемый итог своего обучения.

 

5. Решение реальных проблем: во время обучения ориентироваться не только на материалы учебника, но и на актуальную информацию из медиасреды.

 

6. Обучение на разных уровнях – классном, школьном, межшкольном. Новая аудитория может стать стимулом для того, чтобы школьник сам захотел что-то улучшить в своей деятельности: поработать над дикцией, более выразительно читать стихотворение.

 

 

Особенности школьного образования в онлайн-формате


 

Учебную деятельность в классе нельзя на 100 процентов перевести в онлайн-режим. Какими бы совершенными ни были технические средства, мы не можем читать, рассказывать и при этом видеть каждого ребенка.

 

Онлайн-обучение делится на синхронное и асинхронное.

 

Синхронное обучение происходит:

- совместно;

- одновременно;

- с группой учеников;

- под руководством учителя.

 

Асинхронное обучение происходит:

- в любое время;

- не всегда группой;

- с обратной связью учителя.

 

 

Выявленные проблемы онлайн-обучения:

 

1. Педагогическая изоляция и профессиональное одиночество: не с кем обсудить новые условия работы; появилось много вопросов, на которые нет очевидных ответов.

 

2. Дополнительные формы контроля и отчетность, внешние и внутренние проверки.

 

3. Работа «на доверии»: дополнительные обязанности без правового регулирования, отсутствие четких регламентов.

 

4. Доступность учителя 24\7.

 

5. Попытки родителей заменить учителя.

 

6. Включение родителей в онлайн-уроки, их комментирование и оценка.

 

7. Требование в онлайн-формате обучать так, как это происходит на занятии в классе.

 

 

Роли учителя в образовательном процессе

 


 

Учитель «надевает на себя семь разных шапок»:

 

1. Ученик

Учителя, который прекратил учиться, можно сравнить с велосипедистом, который перестал крутить педали: падение неизбежно.

Учитель ищет не только знания, но и методы, которые помогут улучшить обучение, сделать его эффективнее.

 

2. Лидер

В этой роли учитель поддерживает своих учеников; рассказывает об их правах; создает условия, при которых ученики могут испытать успех.

«Если мы не будем вести наших учеников за собой, они не узнают, куда можно идти».

 

3. Гражданин

Учитель рассказывает своим ученикам, как быть гражданином своей страны и гражданином мира.

 

4. Соавтор и соратник

Учитель делится своим опытом и рабочими инструментами, радуется успехам своих учеников и коллег.

 

5. Дизайнер

Учитель выступает в роли дизайнера образовательного опыта.

Какой вопрос надо задать в начале урока, чтобы задача была решена? Как лучше преподнести знания? Отвечая на эти вопросы, учитель ищет наиболее эффективные и занимательные формы работы с учебным материалом.

 

6. Помощник и координатор

Учитель строит образовательный процесс так, чтобы ученики сами сделали какое-то открытие.

 

7. Аналитик

Педагог анализирует результаты и способности своих учеников, их интересы. Опираясь на это, выстраивает работу по-разному: не бывает двух одинаковых уроков, даже если в одной параллели два класса. 

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»