Перейти к основному содержанию
Компетенции, которыми необходимо обладать педагогу, чтобы соответствовать новым тенденциям в образовании.

Мы уже рассказывали о новых педагогических ролях, которые возникают в изменчивых условиях образовательного процесса. Если раньше учителем считали наделенную авторитетом личность, которая транслирует секретное знание, то в скором будущем педагог должен будет координировать процесс обучения, составлять индивидуальную образовательную траекторию для разных студентов и сопоставлять обучающий контент с запросами рынка.

 

Для успешного исполнения новых ролей педагогам, вероятно, предстоит пересмотреть свои функциональные обязанности.

 

 

Цифровая грамотность

 

 

Пандемия обнажила проблемы с технической оснащенностью семей в разных регионах и цифровой грамотностью учителей. И в постковидном мире востребованность педагогов, адаптированных к цифровому пространству и онлайн-обучению, возрастет. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency.

 

По данным аналитического центра НАФИ, индекс цифровой грамотности российских учителей достаточно высок — 87 пунктов из 100. Однако значение одного компонента индекса — «отношение к технологическим инновациям» — уже ниже более чем на десять пунктов и равен 76. Этот индикатор свидетельствует об уровне знания современных технологических тенденций, навыках работы с современными гаджетами и приложениями, установках в отношении пользы технологических инноваций.

 

 

Аналитические способности

 

Привычные учебники и методические пособия уходят на второй план с внедрением гибкого и смешанного обучения. Они требуют регулярного обновления контента, методик и технологий обучения. Педагогам предстоит в большей степени самим изучать актуальную информацию, анализировать ее и выбирать релевантные сведения.

 

 

Умение учиться

 

Наряду с преодолением голода и загрязнения окружающей среды ООН внесла реализацию концепции lifelong learning в перечень приоритетных задач. Обучение новым навыкам и получение более востребованной профессии становится частью карьеры педагогов. Нацеленность на самостоятельное образование станет одним из основных требований к преподавателям.

 

 

Эмоциональный интеллект, или soft skills

 

 

Это комплексное понятие, объединяющее коммуникативные навыки, мотивацию и эмпатию. Человек, владеющий этими компетенциями, сможет наладить контакт со всеми участниками образовательного процесса. Для педагога будущего это особенно важно, поскольку его роль как организатора, координатора и вдохновителя возрастет. Вместе с тем в образовательном процессе будут ослабевать вертикальные связи, а горизонтальные — напротив, становиться прочнее. Тот, кто сможет находить индивидуальный подход к нестандартным ученикам организовывать эффективную групповую работу, останется на плаву.

 

 

Проектное мышление и навыки организатора

 

В практикоориентированном подходе к обучению возрастает роль проектного мышления, ведь акцент делается на исследовательский подход и междисциплинарные знания. Сама педагогическая деятельность становится проектной: ее цель не в выполнении планов и отработке часов, а в том, чтобы ученик усвоил знания и смог применять их на практике

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор «ПсихПед»