Перейти к основному содержанию
Основные приемы тайм-менеджмента, которые пригодятся в работе учителя.

Время — самый ценный ресурс, восполнить который невозможно. От того, как мы распоряжаемся своим временем, зависит качество нашей работы и удовлетворенность жизнью в целом.

Тайм-менеджмент — это система управлением временем, при которой человек точно знает, на что он тратит свои часы и минуты. Подобно тому, как профессиональное руководство может вывести фирму в лидеры рынка, грамотный личный тайм-менеджмент способен в разы повысить эффективность работы человека. 

Рассказываем об основных технологиях тайм-менеджмента и о том, как их можно применить в работе учителя. 

 

1. В основе любого тайм-менеджмента лежит планирование. Составьте четкий график и придерживайтесь его. Для этого выберете любой удобный для вас инструмент — гугл-календарь, Exel-таблицу или обычный блокнот. Занесите туда все задачи (рабочие и личные) и отведите время на отдых.

 

 

При формулировке задач ориентируйтесь на результат: каждый пункт начинайте со слов «сделать», «прочитать», «составить», «сдать». Сначала выполните сложные дела, которые нельзя откладывать на потом, а затем менее важные и срочные. На каждую задачу отведите примерный норматив выполнения – 15 минут, три часа, полтора часа.

Важно строить график минимум на неделю вперед. От любых незапланированных дел, даже самых приятных, стоит отказываться, чтобы не рушить все расписание. Как только соблюдение недельного расписания станет привычным делом, можно планировать дела на две недели вперед, а затем на месяц.

 

2. Организуйте свое пространство — реальное и виртуальное. Ситуация, когда не можешь найти нужную вещь, — учебное пособие или методические материалы — нервирует и отнимает время. Составьте свою личную систему хранения вещей и файлов, в которой вы будете хорошо ориентироваться.

Например, можно отвести целое отделение в книжном шкафу только под рабочие материалы, а в нем установить систему каталогизации — в алфавитном порядке или по классам. Рабочие файлы лучше хранить на одном диске, в котором тоже следует продумать порядок и названия всех папок.

 

3. Учитывайте свои особенности и особенности учащихся. Если вы знаете, что определенный вид работы — будь то проверка контрольных или подготовка к уроку — требует от вас большего времени, дайте его себе. Отведите на эту задачу время с запасом, чтобы точно уложиться.

 

 

С разными учениками работа строится по-разному: одному классу нужно больше времени на объяснение материала, другому — на закрепление. Планируйте урок в каждом классе, учитывая особенности учащихся.

 

4. Ставьте четкие цели и отслеживайте их достижение. Цель — это результат, к которому нужно прийти за определенный срок. Если достижение цели требует больше одной недели, следует прописать промежуточные шаги в ее направлении.

Чтобы провести открытый урок, нужно определиться с темой, выбрать необходимые источники и материалы, изучить их, продумать задания для учащихся и составить план урока. Таким образом, одна большая цель включает пять шагов. Каждый из них нужно прописать, отвести на него достаточное количество времени и установить дедлайн.

Заведите блокнот, в котором будете фиксировать ваши успехи на пути к намеченным целям. Ведите его регулярно, чтобы отслеживать, в верном ли направлении вы движетесь.

 

5. Применяйте методы управления временем:

- не запоминайте идеи и рекомендации — записывайте их в заметки на смартфоне, в блокнот или на диктофон;

- не на всякую просьбу или требование нужно соглашаться. Умение говорить «Нет» сэкономит вам много времени;

- перед тем как решитесь что-то сделать, подумайте, не слишком ли много вашего времени отнимет это действие;

- если задач слишком много, значит, наименее важные из них нужно перенести на потом;

- не каждую задачу обязательно выполнять на «пятерку». Перфекционизм — злейший враг там-менеджмента.

Об авторе: Полина Зотова, Главный редактор "ПсихПед"